пятница, 28 мая 2010 г.

Андрей Белый. Роман "Петербург"



Читать прозу Белого сначала трудно. Но есть способ войти в ритм, и тогда уже читаешь легко: нужно настроить свой слух и отнестись к написанной им прозе, как к стихам. Все сразу встанет на свои места. Первые опыты -  мемуары, написанные в 30-х годах:  "На рубеже двух столетий", "Начало века" и "Между двух революций".
Андрей Белый - Мастер. Ему принадлежит много книг по теории художественного мастерства ("Символизм", "Луг зеленый", "Арабески", "Мастерство Гоголя"). Он создатель знаменитых романов: "Серебряный голубь" (1909), "Петербург" (1914), "Котик Летаев" (1922), "Москва" (1926-1932).  Их отличает гротеск и мистика,  прихотливо выстроенный, как будто изломанный сюжет, игра с пространством и временем, игра ритмами и звуками. И в прозе Белый в существенной степени остается поэтом. 

Роман "Петербург" прочитать нужно обязательно. Он в перекличке и с культурной традицией, и с историей, и с русской жизнью вообще - важное звено.

Евгений Замятин писал: «Во втором романе царский Петербург показан Белым как город, уже обреченный на гибель, но еще прекрасный предсмертной, призрачной красотой. В этой книге, лучшей из всего, написанного Белым, Петербург впервые после Гоголя и Достоевского нашел своего настоящего художника».

Владимир Набоков считал «Петербург» «дивным полётом воображения» и лучшим романом XX века после «Улисса».

В некрологе Белого, подписанном среди прочих Пастернаком, утверждалось, что «Джеймс Джойс — ученик Андрея Белого».

М. А. Чехов одной из лучших своих ролей считал роль сенатора Аблеухова в постановке «Петербурга» вторым МХАТом в 1925 году.

В своей книге о Фуко «великим романом» назвал «Петербург» французский философ Жиль Делёз.


Комментариев нет:

Разбираясь в Пелевине

Л юбите ли вы Пелевина так, как люблю его я? Хотелось бы так спрОсить, но что-то мешает. Периодически пытаюсь в нем разобраться - и не могу...