среда, 21 августа 2019 г.

Динамика работоспособности школьника

Динамика работоспособности  школьника
Каждый ребенок индивидуален. Мы слышим это настолько часто, что не учитываем смыла этой фразы. А учитывать нужно. Раз индивидуален, то индивидуален и темп включения в деятельность, и способность сконцентрироваться и т.д. То есть каждый ребенок имеет индивидуальную работоспособность. Изменение работоспособности на протяжении дня позволяет увидеть, какой ценой достигается результат. Если обучение требует от ребенка значительных умственных и физических затрат, то утомление может наступать не только к вечеру, но уже и в середине дня, например, когда ребенок только пришел из школы и еще не приступал к выполнению домашних заданий. Понимание этого поможет подобрать оптимальное время для выполнения домашних заданий или посещения дополнительных занятий. Другими словами, решить делать уроки вскоре после школы или после отдыха, начинать выполнение заданий с трудных для ребенка предметов или более простых.
Работоспособность имеет свои этапы. Рассмотрим их:
1.       врабатывание - постепенное повышение работоспособности;
2.       оптимум - устойчивый период, когда организм работает наиболее эффективно;
3.       предутомление - этап, когда ребенок еще может работатьхорошо, но уже приходится напрягаться. Признаки предутомления - снижение внимания, отвлекаемость, , снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжать работу, но очень недолго;
4.       утомление – состояние,  при котором нарушается внимание, увеличивается количество ошибок, изменяется почерк. Иногда это проявляется внешне: потеют руки, красннет лицо, побаливает голова или даже живот. 
Можно, конечно, не обращать на это внимание, думая, что ребенок притворяется, но лучше так не думать. Взрослые ведь тоже утомляются, и симптомы усталости у них приблизительно такие же.
Иногда родители считают, что, если ребенок начинает крутиться и вертеться, то это свидетельствует о его энергичности, и его следует нагрузить дополнительными физическими упражнениями, «выплеснуть эмоции». Однако, если это следствие утомления, то дополнительная нагрузка может усилить напряжение и ребенок длительное время не может успокоиться.
Уровень работоспособности может изменять на протяжении дня.
Исходный уровень работоспособности может быть высоким, средним или низким. Такой ученик работает стабильно на уроках и дома, классные и домашние работы по качеству практически одинаковы.
Работоспособность может снижаться не только к концу дня, но уже и в середине. Учитель отмечает, что на 4-5 уроках ребенок проявляет признаки утомления, забывает записывать домашние задания, становится рассеянным.
При низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня или только к концу. Отмечается, что на последних уроках ученик легче справляется с заданиями, если на это время приходятся контрольные виды работ, то они лучше по качеству, чем в начале дня.
Улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй. В конце первого урока работоспособность повышается, «включается в работу», однако к концу учебного дня исходный низкий или средний уровень работоспособности начинает понижаться, к вечеру такой ученик будет делать уроки вяло, долго.
Ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй. Исходный средний или низкий уровень работоспособности повышается к концу учебного дня, такой ученик значительно лучше будет выполнять домашние задания, чем работать на уроке.
Здесь приведены несколько вариантов динамики работоспособности. Разумеется, педагогу или родителю можно не определять определить тип работоспособности, однако понимание того, что они различны при многообразии вариантов, поможет найти более адекватный подход к ребенку.
Например, сильное эмоциональное напряжение, даже положительное, может чрезмерно возбудить ребенка, что повлечет более быстрое утомление. Зная особенности типа работоспособности, педагог или родитель сможет понять, что негативное поведение вызвано не отрицательными чертами характера, а утомлением: ребенку стало трудно контролировать свое поведение. Это поможет избежать многих неприятностей, которые касаются и здоровья, и учения.

Комментариев нет:

Разбираясь в Пелевине

Л юбите ли вы Пелевина так, как люблю его я? Хотелось бы так спрОсить, но что-то мешает. Периодически пытаюсь в нем разобраться - и не могу...